Самообследование — как провести и составить отчет

Полезные советы по проведению самообследования образовательной организации за 2020 год

Самообследование — это комплексная проверка деятельности школы, которая включает в себя оценку:

  • управленческих решений.
  • уровня подготовки учащихся и дальнейшей востребованности выпускников.
  • качества образовательного процесса.
  • состояния школьной материальной, технической и методической базы.
  • функционирования ВСОКО.

Для справки: Школа должна проводить самообследование ежегодно. Отчетный период — предшествующий календарный год, а крайний срок подачи отчета — 20 апреля. Порядок самообследования определен приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462.

Таким образом, до 20 апреля 2021 года нужно проанализировать деятельность школы за 2020 год и сформировать отчет.

Документ включает сведения о работе школы за два полугодия разных учебных циклов. С 1 января по 31 августа 2020 – это второе полугодие 2019-2020 учебного года. С 1 сентября по 31 декабря 2020 года – первое полугодие 2020-2021 учебного периода.

Для своевременной сдачи отчета о самообследовании уже в январе-феврале нужно составить график мероприятий и приступить к сбору информации.

4 этапа самообследования:

  • Планирование
  • Проведение
  • Анализ результатов и составление отчета
  • Информирование учредителя

Директору: Чтобы провести самообследование, подготовьте и утвердите приказ. В нем установите сроки проведения этапов самообследования и укажите членов комиссии.

К сбору необходимой информации необходимо привлекать руководителей школьных методических объединений и классных руководителей. Следует организовать обучение участников рабочей группы для выработки одинакового понимания цели самообследования. Обучение также поможет педагогам использовать результаты самообследования в последующей работе.

Критерии оценки ОО при самообследовании

Критерий 1. Организация процесса обучения

При оценке этого критерия проанализируйте следующие моменты:

  • Укажите, выполняются ли требования закона об образовании, ФГОС по уровням образования и СанПиН.
  • Зафиксируйте соблюдение ООП по уровням образования, в том числе учебные планы, календарные учебные графики и расписание занятий.
  • Отметьте общее количество учеников за анализируемый период. Если в школе учатся школьники с ОВЗ, обязательно перечислите все категории таких учеников и условия созданные для них.
  • Проанализируйте, соответствует ли внеурочная образовательная деятельность требованиям ФГОС и приказу Минобрнауки от 30.09.2013 № 1015.
  • Укажите какие воспитательные мероприятия проводились для учеников и их родителей, для учителей.
  • Зафиксируйте в отчете, по каким направлениям школа реализует программы дополнительного образования. Обязательно отметьте, почему были выбраны именно эти направления. Например, перечислите результаты анкетирования родителей и учеников.

Критерий 2. Содержание и качество подготовки учеников

  • Оцените итоги успеваемости по уровням образования. Сравните результаты с предыдущим годом.
  • Проанализируйте результаты ГИА и ВПР. Сравните средний балл по предметам за три года.
  • Отразите в документе информацию об участии учащихся в школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах ВсОШ. Напишите, сколько учеников участвовали и сколько заняли призовые места, а также какая работа была проведена с высокомотивированными детьми.
  • Проанализируйте динамику востребованности выпускников 9-х и 11-х классов за последние три года.

Критерий 3. Функционирование ВСОКО

В этой части отчета напишите, какие локальные акты обеспечивают функционирование ВСОКО.

  • Оцените уровень предметных, метапредметных и личностных результатов школьников.
  • Проведите анкетирование учеников и их родителей.
  • Обработайте итоги и определите в каком направлении нужно усилить работу.

Рекомендуем также ознакомиться со статьей «Как спланировать ВСОКО в школе в 2020-2021 учебном году» Читать

Показатели статистики в отчете о самообследовании

Перечень показателей для разбора школьной деятельности определен в приложении №2 к приказу Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324. Статистический анализ можно оформить в виде таблицы.

Во время подготовки документа укажите специфику и особенности образовательной деятельности вашей школы. Рассмотрите предварительный текст на заседании педсовета, а по итогам составьте протокол с фиксацией принятых решений.

Чтобы избежать ошибок, проверьте структуру документа.

Важно: Из отчета о самообследовании нельзя исключать объекты оценки, которые зафиксированы законодательно, но можно вносить дополнения.

Публикация итогов

Отчет о самообследовании необходимо опубликовать на официальном интернет-портале школы на главной странице подраздела «Документы» в течение 10 рабочих дней со дня формирования, но не позднее 20 апреля (ч. 3 ст. 29 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Обязательно проверьте, есть ли на школьном портале отчеты о самообследовании за предыдущие периоды. Если нет, в срочном порядке необходимо дополнить подраздел. Так руководство образовательной организации сможет избежать замечаний от проверяющих.

Отчет о самообследовании следует направить учредителю до 20 апреля 2020 года в заранее согласованном виде.

Важно: Все исправления в документ о самообследовании вносятся в заранее принятом порядке. Если отчет сначала рассматривали на заседании педсовета, а после его утверждал директор, то все изменения тоже сначала надо рассмотреть на педсовете.

Учредителю отчет о самообследовании с исправлениями нужно будет направить с сопроводительным письмом и обязательно заменить документ на сайте на актуальную версию.

Внимание: Размер штрафа за нарушение сроков размещения отчета о самообследовании на сайте составляет: для руководителя от 10 000 до 30 000 руб., для организации – от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 2 ст. 5.57 КоАП). Также учредитель вправе привлечь директора/заведующего к дисциплинарной ответственности.